Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней –
один из элементов нравственности, частица мировоззрения.
К. Паустовский
Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, именно в детстве закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.
Полученные в детстве впечатления о родной природе, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе и его экологическую культуру.
Экологическая культура – это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы; материальным и духовным ценностям; к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Реализация данного подхода должны осуществляться уже на первых этапах системы экологического образования — в дошкольном детстве.
Наиболее благоприятным для выстраивания взаимодействия ребенка с природной средой в педагогических и психологических исследованиях признается дошкольный возраст 4-5 лет, который характеризуется исследовательской позицией ребенка, его любознательностью, активным эмоциональным откликом, отзывчивостью по отношению к окружающему миру. Данной проблемой занимались во все времена педагоги – исследователи: Н.Ф. Виноградова, Н.С.Дежникова, С.Д.Маневцова, С.Н.Николаева, Т.А., Серебрякова, Е.В. Гончарова, И.Т. Суравегина и другие.
Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является элементарная исследовательская деятельность.
В основе элементарной исследовательской деятельности детей 4-5 лет лежит экспериментирование. Экспериментирование – это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности.
Элементарная исследовательская деятельность детей 4-5 лет включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов, то есть является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и наиболее успешным путём ознакомления дошкольников 4-5 лет с миром окружающей их живой и неживой природы.
Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь, мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста. Вследствие этого ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к окружающему миру и природе в частности.
Следовательно, элементарная исследовательская деятельность включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов, то есть является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
Такими образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни.
Воспитатель Безгодова Л.Н.