«Как помочь ребенку запомнить буквы»

Уважаемые родители. Со старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) на специальных занятиях мы — педагоги, начинаем учить детей звуковому анализу слов, формируем фонематические процессы.  Дети учатся на слух определять наличие определённого звука в слове, учатся подбирать слова с заданным звуком.  

Знакомя детей со звуками, мы учим их, запоминать и буквы, которыми эти звуки обозначаются, учим складывать буквы в слоги и слова.

  Даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, некоторые дети не могут запомнить образ буквы.

https://family.uralschool.ru/upload/scfamily_new/images/big/41/45/4145399ec8f68cc9b258c63229f45df2.jpgКак же можно помочь ребенку?

Совет прост: учите играя!

Ведущая деятельность в детском возрасте – игра, через которую ребенок учится и познает мир. В процессе обучающей игры важно задействовать все органы чувств: рассматривайте буквы, рисуйте, конструируйте, лепите. Чем больше каналов восприятия будет задействовано при обучении, тем успешнее оно будет.

Для того, чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, предлагаем родителям использовать разнообразные игровые упражнения. Представленные      упражнения помогут ребенку запомнить написание не только печатных, но и письменных букв.

  1. «Найди пару»

Версия всем известной игры «Мемори». Вам понадобится набор карточек, в котором каждая карточка с определенной буквой представлена в двойном экземпляре (их можно изготовить самостоятельно). Перемешайте карточки и разложите их белой стороной вверх. Попросите ребенка перевернуть любую из карточек, назвать звук, который обозначает открытая буква. Затем игроку нужно найти точно такую же карточку среди остальных еще не перевернутых. Игрок ищет нужную букву, переворачивая остальные карточки.

  • «Пластилиновые буквы»

Слепите с ребенком буквы из пластилина, а затем прикрепите их на дощечки для лепки. Попросите ребенка закрыть глаза и на ощупь определить, какая это буква. Данное упражнение поможет сформировать стабильный графический образ буквы.

  • «Веревочные буквы»

Вам понадобится цветной картон, кусочки веревочек (тесьма, толстые нитки для вязания), простой карандаш, клей ПВА в бутылке с носиком-дозатором.

На листе картона напишите простым карандашом ту букву, которую ребенок не может запомнить, затем просим нанести клей по контуру – «написать клеем» букву, наложите на контур веревочку. Когда поделка высохнет, предложите ребенку ощупать необычную букву, «запомнить ее руками». Сделайте вместе с ребенком несколько разных букв, пусть ребенок узнает их с завязанными глазами на ощупь.

  • «Алфавитный дартс»

У большинства людей зрительное восприятие развито лучше слухового, нужно использовать эти данные для достижения нашей цели: помочь ребенку запомнить буквы. Для этой игры необходим плакат-азбука. Предложите ребенку бросать мячик в определенную букву, например, «Т». Чтобы усложнить правила, можно играть так: брось мячик в букву между К и М, букву под Р и т. д.

  • «Буквенный след»

Данное упражнение работает благодаря «мускульной памяти»: способности запоминать информацию через действия тела.        Взрослый «пишет» пальцем, обратной стороной ручки или карандаша на ладони у ребенка букву, которую нужно отгадать, причем писать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария. Если буква отгадана верно, взрослый и ребенок меняются местами.

  • «Письмо на спине»

Дайте ребенку ручку и листок бумаги, затем напишите на его спине пальцем букву и попросите написать ее на бумаге.

Примечания:

  • писать буквы большого размера, используя всю поверхность спины;
  • писать буквы медленно и правильно — так, как они пишутся;
  • пишите только по одной букве.
  • «Волшебная дорожка»

Для этой игры понадобится набор карточек, в котором каждая буква напечатана на отдельном листочке. На полу раскладывается дорожка из данных карточек. Правила: ребенок бросает кубик и делает нужное количество шагов. Затем называет звук, обозначающий букву, на которой остановился.

  • «Письмо на манке»

Для этой игры понадобится поднос для посуды яркого цвета, крупа. На поднос насыпьте манку слоем около одного сантиметра. Покажите ребенку, как можно написать буквы пальцем или палочкой. Попросите его написать рядом букву, такую же, как написали вы, написать букву больше или меньше вашей, дописать незаконченную букву или стереть лишнюю деталь «неправильной» буквы.

  •  «Протыкалочка»

Напишите на бумаге ту букву, которую ребенок не может запомнить. Положите лист бумаги на ковер или мягкий диван и вручите ребенку зубочистку. Попросите его украсить буковку дырочками (проткнуть букву по контуру). Будьте рядом в этот момент, следите, чтобы ребенок не поранился. Зубочистку с другого – нерабочего – края лучше заточить.

  1. «Полубуковка»

Для этой игры понадобятся карточки из кассы букв, небольшой листок плотной бумаги, который будет служить ширмой. Взрослый прячет карточку с буквой за ширму, потом выдвигает ее из-за ширмы таким образом, чтобы была видна половина буквы (верхняя, нижняя, правая, левая), а ребенок называет звук, который обозначает данная буква.

  1. «Волшебное превращение буквы»

Для игры понадобится небольшая маркерная доска. Напишите на ней печатные или прописные буквы. Ребенку необходимо добавить или убрать элементы, чтобы получилась другая буква. Например, Г – П; Г – Т, П, Б; Р – В, Ф; К – Ж; Ъ – В, Б; С – О, Ю; Ю – Н, П, Т, О и т. д.

  1. «Буква-лабиринт»

Взрослый выкладывает на полу букву из толстой веревки. Это лабиринт. Ребенку необходимо пройти по контуру буквы и не соскользнуть с веревки. Игра становится еще более интересной, если лабиринт надо пройти с закрытыми глазами и отгадать, какая буква выложена.

  1. «Укрась букву»
https://family.uralschool.ru/upload/scfamily_new/images/big/73/01/73010ad08ea4cb1263ad66473933bd8f.jpg

Нарисуйте контур буквы простым карандашом, рассмотрите букву: какая она некрасивая, бледная. Предложите ребенку украсить букву, выложить её контур разноцветными пуговицами или декоративными камешками.

  1. «Волшебная азбука»

Для этой игры Вам понадобится игровое поле с печатными или письменными буквами (его можно изготовить самостоятельно), мелкие предметы и игрушки. Задача ребенка — доставать из коробочки (мешочка) по одному предмету и расставлять их на игровом поле в зависимости от того, на какой звук они начинаются.

  1. «Найди ошибку»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть два изображения одной и той же буквы, одно из которых написано неправильно. Ребенок должен зачеркнуть неверное изображение буквы.

  1.  Игра «Магнитная азбука»

Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается https://family.uralschool.ru/upload/scfamily_new/images/big/58/5d/585d5839d292064b5ab0ff58cf17f631.jpgслово….»

  1.  Игра «Покажи букву»

Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела.

  1.  Игра «Найди и назови букву»

Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так далее.

  1.  Игра «Архитектор»

Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит . Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.

  •  Игра «Дорисуй букву»

Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.

  •  Игра «Найди и подчеркни»

Предложите ребенку найти и подчеркнуть (обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным.

  •  Обучающие компьютерные программы,

 мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы.

Играйте с ребенком, и  игровые упражнения помогут вашему ребенку подружиться с алфавитом.

Успехов вам!

https://family.uralschool.ru/upload/scfamily_new/images/big/ad/c3/adc30b0e10f407619a131b1b53a08bb5.jpg

Консультацию подготовил воспитатель Королева Т.М.

19 ноября, 2021 by