Нормы созревания мозговых структур. Почему нельзя ждать?
Речь является одной из высших психических функций мозга, ее центры располагаются в разных частях мозга и у каждой части есть определенное время созревания.
Если к 1,5 годам, когда в норме активизируется мозжечок, ребенок не ходит, родители начинают бить тревогу, они понимают, что что-то идет не так. И, если положить ребенка, не умеющего ходить на стадион с легкоатлетами, быстрее научиться ходить он не сможет. Такая аналогия проводится с ситуацией, когда родители надеются, что ребенок заговорит, начав ходить в сад.
Да! Он заговорит, но КАК? Если это была темповая задержка речевого развития, то, возможно, проблемы со слоговой структурой, звукопроизношением и фразовой речью обойдут его стороной… НО чаще всего, к 3-4 годам ребенок действительно начинает говорить, однако это происходит благодаря компенсаторной функции мозга, когда одна часть мозга берет на себя функции другой.
«Речевые» зоны — зона Брокка и зона Вернике активизируются к 2-м годам. Это значит, что, если к двум годам ребенок не говорит фразой и не понимает ваших инструкций, значит это повод обратиться к специалисту и выяснить причину проблемы.
Почему не стоит ждать? Если за логопедической помощью обращаются в 2 — 3 года, вероятность довести речевое развитие до нормы очень высока. Если же родитель обратился в 4-5 лет, до школы осталось 2-3 года, то, скорее всего, можно только несколько улучшить состояние речи.
Если Вы заметили какие-либо особенности речевого развития ребенка, следует обратиться к специалисту, не ждать! Чем раньше начнется логопедическая помощь, тем выше возможность скорректировать речевые нарушения и уменьшить количество проблем в школьном возрасте.
Логопед Кучукова А.С.