Структура и симптоматика детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи

Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своего внутреннего мира через диалог с другими личностями.

Являются ли мышление и речь неразделимыми? Одними из первых научную позицию по поводу этой проблемы, определили в 1863 году И.М. Сеченов и основоположник русской физиологии и учитель И.П. Павлова. Они писали, что когда ребенок думает, он всегда при этом говорит. Мысль ребенка передается посредством слов или шепота, движений языка и губ (Р.И. Лалаева,2011). В настоящее время на психологическое отношение «язык» (языковая деятельность) – «мышление» в психолингвистике существует две основные точки зрения.

Согласно первой – связь между языком и мышлением неразрывна, язык (а точнее – речевая деятельность) обусловливает, мышление (включая восприятие смысловой информации).

Согласно второй – системы, «язык» и «мышление» автономны и между ними в психической деятельности возникает неоднозначные отношения, мышление (даже в «высших» своих формах) может совершаться без языка.

(В.П. Глухов, 2007).

В 1861г. французский нейрохирург П. Брок обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобной извилины человек теряет способность к членораздельной речи, он издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, (зона Брока), у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей — в правом. Вся работа по формированию двигательных и речевых программ происходит в ней.

Учёные предполагают, что левое полушарие перерабатывает полученную информацию аналитически и последовательно, а правое — одновременно и целостно.

Правое полушарие — невербальное, образное, зрительное, сенсорное, ассоциативное, обработка информации в нем происходит глобально. К функциям правого полушария относится хранение памяти.

Левое полушарие — вербальное, логическое, «рассудочное». Обработка

информации происходит аналитически, последовательно. В левом полушарии головного мозга локализованы: смысловое восприятие, письмо,

воспроизведение речи, тонкий двигательный контроль пальцев обеих рук, логическое, абстрактное, аналитическое мышление, арифметический счет, пространство цветов, положительные эмоции.

В правом, полушарии головного мозга локализованы: пространственно-зрительные способности, интуиция, просодическая сторона речи, грубые движения всей руки, целостное восприятие, отрицательные эмоции, юмор. Оно не воспринимает глаголов, абстрактных терминов (табл.2).

Таблиц 2.

Характеристика работы полушарий головного мозга

Левое полушарие Правое полушарие
1. Понимание смысла слов. 2. Понимание смысла музыкальных произведений. 3. Понимание общего содержания картин. 4. Классификация видимых объектов, объединение их в категории. 5. Произвольное запоминание. 6. Формирование понятий о времени, пространстве, причинности. 1. Восприятие голоса, интонаций, мелодии речи. 2. Восприятие мелодии. 3. Восприятие деталей картин без понимания общего содержания. 4. Изолированное восприятие объектов. 5. Непроизвольное запоминание. 6. Восприятие пространственных отношений предметов.

Как указывают многие исследователи, участие языка в формировании психики и мышления чрезвычайно велико. Отсутствие речи или искажённого развитие, как правило, ведут к задержке и другим нарушениям развития мышления. Таким образом, речь и мышление имеют тесную взаимосвязь в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста.

При рождении у ребенка не удается обнаружить различий ни в строении, ни в деятельности правого и левого полушарий. В их симметричных точках имеется идентичная по характеру нервных клеток и степени их развития мозговая ткань. На втором году жизни ребенка начинают выявляться некоторые различия, формируются речевые области в левом полушарии. К двум годам развитие речевых областей можно считать в основном законченным (М.А. Поваляева,2001).

С момента рождения у ребёнка появляются голосовые реакции: крик и плач. Они ещё далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. А.Н. Леонтьев установил 4 этапа в становлении речи детей:

1 этап – подготовительный (с 0 до года). Через две недели ребенок начинает реагировать на голос:  поворачивает голову в сторону говорящего. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию:  ласковую – оживляется, резкую — плачет. Около 2-3 месяцев появляется гуление, с 6 месяцев – лепет. Ребёнок путем подражания произносит отдельные слоги (ма – ма — ма, ба – ба — ба, тя –тя — тя, па — па — па и др.). В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослыми все более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10-11 месяцев появляются реакции на слова, уже независимо от ситуации, интонации, говорящего. В это время, важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребёнка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.

2 этап – преддошкольный (от 1 года до 3 лет). С появлением у ребёнка

первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он много и охотно повторяет за говорящими, сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Собственная речь ребенка сопровождается жестами, мимикой. На протяжении 2-го и 3-го г. жизни происходит значительное накопление словаря.

1г.6 мес. –10-15 слов; к концу 2-го года – 200-300 слов, к 3 г. – около 1000 слов. К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом, потом – примитивными фразами. В 2г.3 мес. по определению А.Н. Гвоздева происходит дальнейший рост простого предложения (до 5-8 слов), появляются бессоюзные сложносочиненные предложения, затем с союзами. До 3 лет появляются сложноподчиненные предложения.

3 этап – дошкольный (от 3 до 7 лет), на дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже – дефекты смягчения, озвончения.

4 этап – школьный (от 7 — 17 лет), главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим – это ее сознательное усвоение.

Следовательно, усвоение языка наряду с общими для всех детей закономерностями имеет индивидуальные особенности. Формирование словарного запаса ребёнка определяется многими биологическими и социальными факторами: наследственностью, полом, особенностями психики, воспитанием, определенной спецификой структуры и особенностями функционирования языка в речи.

Воспитатель: Безгодова Л.Н.

21 августа, 2019 by