Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях

«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

(В. А. Сухомлинский)

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

На руке находятся биологически активные точки нашего организма.

Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук — развиваем и языковой аппарат.

Все мамочки знают, как важно развитие мелкой моторики рук. Выполняя обычные задания и упражнения, ребёнок развивается, развивается его речь, координация, он начинает подготовку к школьным заданиям по письму.
Помимо специальных упражнений для развития моторики, можно использовать обычные действия с обычными предметами, которые принесут ребёнку не только пользу, но и удовольствие, помогут  почувствовать себя взрослым, помогая родителям.

Выбирайте, в зависимости от умений, возраста, желания ребёнка:

  • лепить из теста, пластилина различные фигурки;
  • рисовать (как умеет), можно использовать пальчиковые краски, можно кисточки;
  • очищать мандарины, вареные овощи от кожуры, например, картофель;
  • перемешивать, например, салат;
  • перебирать пшено, рис, гречку, фасоль, горох;
  • солить;
  • разбирать, очищать расколотые орехи;
  • переливать из кружки в кружку воду;
  • дайте свои бусы, пусть перебирает, как четки;
  • завязывать и развязывать шнурки;
  • застегивать и расстегивать пуговицы;
  • раздеваться и разуваться самостоятельно;
  • чистить губкой обувь;
  • стирать небольшие вещи, например кукольные;
  • мыть игрушки;
  • мыть посуду;
  • подметать пол;
  • вешать белье (натяните для малыша веревку и выделите прищепки);
  • сматывать нитки в клубок или на катушку;
  • кормить аквариумных рыбок;
  • поливать цветы дома или на даче;
  • собирать ягоды;
  • вытирать пыль;
  • собирать игрушки;
  • собирать мелкие детали;
  • отвинчивать и завинчивать крышечки, пробки (зубная паста, пластиковая бутылочка и т.д.);
  • наклеивать и отклеивать наклейки, магниты на холодильник;
  • рвать и мять бумагу;
  • делать из бумаги какие-либо фигурки;
  • играть со скотчем;
  • открывать ключами ящички, двери

Примеры упражнений для мелкой моторики рук:

Мы должны уделить внимание мелкой моторике рук у ребенка. Ведь развитие рук связано с развитием речи и мышления ребёнка.

 «Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

 «Поздороваться» пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.

«Человечек» — указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки — «бегает» по столу.

«Слоненок» — (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) «идет» по столу.

«Оса» — выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).

«Корни деревьев» — кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

«Деревья» — поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

«Очки» — образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

В группе «Гномики» детям очень нравится именно играя понимать, что они делают, сопровождать это словами, предложениями, выражать это своими эмоциями.

Вот несколько примеров, в которые любят играть наши дети:


Подготовила:
Пестова  Ирина Анатольевна

8 ноября, 2022 by