Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.
Наукой доказано, существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.
Для развития моторики рук создано много специальных игрушек. Это мозаики и всевозможные конструкторы, шнуровки и пазлы, специальные лабиринты, фигурки-вкладыши и пирамидки. Но, кроме игрушек, выпускаемых промышленно, в современной педагогике большой популярностью пользуются пособия для развития рук, в которых используются различные подручные средства и бытовые предметы.
Крупа – это не только ценный пищевой продукт, но и отличный недорогой материал для игр с детьми от года. Каждый сможет без труда организовать интересную и полезную игру для ребёнка. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, мелкую моторику, стимулируют процесс их речевого и умственного развития.
Со малышами первой младшей группы «Гномики» мы играем в разные игры с подручными материалами, но больше им нравится играть с крупой.
«Бассейн для мальчиков»
Подготовка: насыпать крупу (не меньше килограмма) в большую ёмкость (тазик, миска, контейнер и т. д.)
Как играть:
прятать в крупе кисти рук;
прятать различные небольшие предметы (кубики, шарики, ракушки, шишки и т. Д.), а потом находить их;
сжимать и разжимать в крупе кулачок. Можно сопровождать эту игру словами пальчиковой гимнастики; в данной игре для развития осязания полезнее использовать несколько видов круп.
«Пересыпание»
Как играть:
зажимая крупу в кулачки, пересыпать её из одной ёмкости в другую;
пересыпать из одной ёмкости в другую, зачерпывая стаканчиком ( стаканчики – вкладыши, ложки, сосочки) ;
пересыпать из одного стаканчика в другой;
пересыпать мелкую крупу в бутылочку при помощи воронки: вставить воронку в бутылку и насыпать в неё ложкой крупу, наблюдая за её исчезновением.
«Раскладывание. Сортировка»
Как играть:
раскладывать фасоль по ячейкам (можно использовать формочки) двумя пальчиками или игрушечным пинцетом.
«Просеивание крупы»
Подготовка: перемешать в миске манку и горох (фасоль), приготовить ситечко, ложку, две миски.
Как играть:
просеивать смесь круп ситечком, держа над большой миской (для манки), оставшуюся фасоль ( горох) высыпать в миску поменьше.
И любимое занятие наших деток – это аппликация с использованием различных круп. Для этого рисуем на листе несложный рисунок при помощи кисти и клея. Дети насыпают щепотью крупу на рисунок. Шлепаем по листу ладошкой, придавливая крупу и стряхиваем лишнее. И вот, картина готова!
Мы стараемся последовательно познакомить детей с разнообразными видами Крупп, начиная с самой мелкой, обеспечив, таким образом, богатство впечатлений и ощущений.
Говорят, что непрактично, Но зато как эстетично. Если на эскиз картонный Клей вначале нанести, И продумано, резонно Сверху крупы настелить. Крупеничкой называют Дети ласково ее Аппликацию, что славит Наше русское жнивье.