Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями.
Для ребёнка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, лётчиком и т. д. Сюжетно – ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни.
В игре ребёнок приобретает и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, а так же нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребёнок в игре изображает то, что видел, переживал, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни.
Современные исследователи показали, что оперирование предметами – заменителями поможет ребёнку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовить его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Например: из цветка ромашки можно приготовить кукле «яичницу», палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. В игре ребёнок словно забывает о действительности – верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или лётчик.
Помните, что ребёнку бывает трудно выйти из игры, прервать её, переключиться на другие виды деятельности. Эту возможность можно использовать в воспитании предупреждая, таким образом, непослушание. Например: обратитесь к ребёнку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой или пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж.
На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто», «неправда». Действия недоступные ими в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребёнок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизора. Ребёнку необходимо время и игровое пространство. Если он посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов – компьютера, телевизора и др. Игровое пространство – это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.
Дети пяти – шести летнего возраста, также как и дети более младшего возраста, нуждаются в совместной игре со взрослыми. Дети старшего дошкольного возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются много тёмные игры, т. е. объединение нескольких сюжетов в один. Например: в игре «Дочки-матери» куклы посещают детский сад, бывает, ходят в магазин, на почту и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая её, сохранять самостоятельность и творческий характер игры, непосредственность переживаний.
С детьми 5 – 6 лет используйте косвенные методы, например: наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воздействие на ребёнка через роль. Например: играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов и т. д.
Актуальной является проблема воспитания предпосылок женствености у девочек и мужественности у мальчиков. Например: можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть её положительные качества. После игры побеседовать с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или наоборот равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Можно опираться так же на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость.
Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребёнку: «Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым». Если не удалось переключить игру, то надо её прекратить, объяснив ребёнку, почему не следует её продолжать.
Итак, игра доставляет ребёнку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые.. Не лишайте его этой радости, помните, что вы сами когда то были детьми!
Воспитатель Баранова О.Л.