Русские народные сказки — средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста

«Сказка — ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок«

       «Жили – были…».  Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду.

       Самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно.  Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образа, выразительный язык, динамика событий, особые причинно — следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, — всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.

       Сказка – источник народной мудрости. Благодаря сказке  формируются личностные качества ребёнка, воспитывается правильное отношение к окружающему мир. В основе сказок лежит правильное гармоничное развитие чувств. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказочные произведения  помогают обогащать эмоции дошкольника, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

        Благодаря сказке ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть.

     Русские народные сказки помогают развить у старших дошкольников  такое нравственное качество, как сочувствие.

Сочувствовать – значит понимать другого, переживать за него, переживать те же чувства, что переживает герой сказки.

При воспитании у старших дошкольников гуманных чувств,  необходимо прежде всего развивать способность к сопереживанию.

Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум.

       Таким образом, русские народные сказки являются сильнейшим средством  в  развитии  нравственных  качеств,  у детей старшего дошкольного возраста, и помогают развить в них  нравственные качества: справедливость, доброту, сочувствие, умение переживать за ближнего, уважение к старшему поколению и т.д.

Список литературы 

1. Буре Р.С./Воспитание  нравственных чувств у старших дошкольников/ Р.С. Буре и др.,/ — М.:Просведение,1989.- 96 с.

2. Кузнецова М.А./Формирование нравственного здоровья дошкольников/    А.М. Кузнецова.- М.: ТЦ Сфера,2002.-64 с.

3. http://www.dissercat.com/content/ispolzovanie-narodnykh-skazok-v-nravstvennom-vospitanii-detei-starshego-doshkolnogo-vozrast.

Воспитатель Безгодова Л.Н.

24 сентября, 2020 by