Воспитатель:
Безгодова Л.Н.
Дети всего мира могут общаться на одном языке – на языке игры. Игра помогает им понять
сложный, многообразный мир, в котором они растут. В играх дети развивают свои
естественные задатки – воображение, эмоции, чувства, интеллект, умение общаться
и т.д. Дети играют всем, что попадает им по руку, поэтому для игр им нужны
безопасные, прочные предметы и игрушки. Одной из таких игрушек является
конструктор ЛЕГО.
ЛЕГО — конструкторы появились на свет уже более 50 лет назад.
В
вязи с этим возникает вопрос: «Смогут ли
конструктора заинтересовать современного ребёнка, который идёт в ногу со
временем и увлекается компьютерными играми?».
ЛЕГО — педагогика – одна
из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая
трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития
ребенка. Универсальный конструктор имеет огромное педагогическое значение в
жизни ребёнка- дошкольника. Он побуждает
к умственной активности и развивает моторику рук, оказывает положительное влияние
на развитие познавательных процессов. Благодаря огромному разнообразию
строительных деталей конструктора дети максимально активны в игре, многофункциональность конструктора
ЛЕГО побуждает детей к новым
экспериментам.
ЛЕГО-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цвет восприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Конструктор ЛЕГО помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. Необходимо подчеркнуть, что развитие способностей конструирования активизируют мыслительные процессы ребенка, порождают интерес к новому к творческому мышлению поставленных задач, к изобретательности и самостоятельности. Конструирование рождает инициативность, стремление к поиску, формирует волевые качества. Именно поэтому, основным требованием к конструкторской деятельности является творческий характер во взаимодействии детей и взрослых, оптимальный уровень трудности в конструирование для исполнителя изделия, устойчивая мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончанию выполнения конструкторской деятельности. Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и становится достаточно привлекательной. С помощью конструктора дети могут воплотить в жизнь любые фантазии, построить свой, неповторимый мир, и даже не задумываясь, освоить сложнейшие физические и геометрические законы, развить моторику, координацию движений, глазомер. Игры с конструктором развивают:
—
образное мышление (мышление, которое отвечает за создание определенного образа
представления ребенка воплощая этот образ в действительности, ребенок реализует
задуманное);
—
пространственное мышление (малыш на практике познает различные пространственные
соотношения элементов: правее – левее, выше – ниже; учится понимать
соответствие деталей: если один предмет выше, а другой оказывается ниже);
—
мелкую моторику, глазомер (развивает мелкие мышцы руки, учится соизмерять
мышечные усилия, тренирует глаз);
—
фантазию и воображение (придумывает, изобретает, создает, воплощает,
преобразует и т.д);
—
способность к конструированию (ребенок не только осознает расположение деталей,
но и начинает понимать, как надо создать тот или иной
объект).
ЛЕГО и его прототипы являются обязательными атрибутами игровой деятельности ДОУ, начиная от больших блоков и заканчивая стандартными деталями для настольного творчества. С помощью таких деталей дети учатся конструировать не только по схеме, но и воплощают свои задумки, строя города, станции и обыгрывая свои изобретения.
ЛЕГО применяется в детском саду не только как досуговая игра, но и факультативные взаимодействия. ЛЕГО-конструирование с элементами программирования – это организация взаимодействия, где дети не только собирают замысловатые конструкции, но и создают программы на персональном компьютере, которые приводят модели в действие. Так, на пример, крокодил открывает пасть, лев садиться на задние лапы и рычит, а корабль качается и скрепит во время шторма.
Одно из проявлений творческой способности — умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с ЛЕГО-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового, элементы конструктора могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях. ( Игра «Чудесный мешочек», в процессе которой , у детей развивается тактильное восприятие и речь. Игра «Запомни и повтори» направлена на коррекцию памяти и мышления ).
В процессе игр с конструктором ЛЕГО идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.
Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером по игре, общаться в коллективе. Созданные ЛЕГО — постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках дети черпают из окружающего мира.
Чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки и наоборот.
Следовательно. конструктор ЛЕГО оказывает огромнейшее педагогическое и обучающее значение на развитие познавательных процессов дошкольников в целом, Помогая быть им всесторонне развитыми, целеустремлёнными, легко ориентируемыми в современном мире.