Гимнастика для мозга

Воспитатель: Безгодова Л.Н.

          Исследования учёных показывают, что в современном мире наблюдается увеличение количества детей, имеющих различные отклонения в показателях здоровья. Отмечается рост хронических  заболеваний, которые диагностируются в  раннем возрасте. Расширяется структура заболеваний.  

        В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отставанием в психическом развитии, вызванным различными факторами. Это та  группа детей, которая находится между грубой патологией и условно называемой нормой. Тенденция увеличения числа детей с отклонениями в психическом развитии наблюдается среди детей дошкольного возраста.

         В рамках клинической  нейропсихологии детского возраста  изучаются особенности и возможности коррекционной работы с детьми с выраженными нарушениями поведения (синдром дефицита внимания, гиперреактивность), детьми с органическими повреждениями головного мозга, детьми больными эпилепсией, детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом. Сложность изучения детских нейропсихических синдромов заключается  в необходимости изучения многих факторов.

         Некоторые характерные особенности синдромов нарушений при поражении разных отделов головного мозга  в детском  возрасте.

   Поражения левого полушария в детском возрасте проявляются нарушением речевых и перцептивных процессов. Нарушения зрительного гнозиса  чаще наблюдаются при  поражениях затылочной доли, а нарушения зрительно- пространственного гнозиса при поражениях теменных отделов. В сфере зрительного восприятия нарушается узнавание схематических  изображений.

Нарушения  речевых функций зависят от характера и длительности мозгового поражения и определяются при целенаправленном нейропсихологическом обследовании.

Поражения правого полушария так же вызывают перцептивные и речевые нарушения. Нарушения  перцептивных процессов при поражении правого полушария выступают более отчётливо, чем при  поражениях левого  полушария.

        Нейропсихологическая коррекция необходима детям,  у которых была родовая травма, мало ползающим или не ползающим,  ходящим  на цыпочках, гиперактивным или наоборот малоподвижным детям.

          Детям, имеющим различные поражения головного мозга рекомендуются следующие виды упражнений:

Дыхательные упражнения – правильное дыхание оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания, развитию произвольности и самоконтроля.

         «Шарик». И.п. — сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

         «Свечка». Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед ребенком. Голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем немного отодвинуть свечу и повторить упражнение. Обратите внимание ребенка на то, что при удалении свечи мышцы живота будут все более напряженными.

       «Дути-болл». На середину стола кладется мячик для пинг-понга, двое игроков начинают дуть на мяч, стараясь задуть его в ворота противника.

              Коррекционно-развивающая и формирующая работа должна включать в себя различные виды массажей. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.

        «Мытье головы». Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) от лба к макушке, 2) от лба до затылка и 3) от ушей к шее.

       «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы — по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.

     «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении (по горизонтали), соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.

         «Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой — нижнюю. Выполнять 15 одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.

     —   Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук.

     «Теплые ножки». Сидя энергично растереть (разминать, пощипывать) правой рукой подошву, пальцы и тыльную сторону стопы у межпальцевых промежутков левой ноги, то же левой рукой со стопой правой ноги. После чего потереть, 16 побарабанить стопы друг об друга, а также о пол. Эти упражнения оказывают активизирующее и заземляющее действие на организм, снимает усталость, повышает работоспособность. Полезно использовать при простуде и головных болях.

        —    Упражнения для релаксации проводятся как в начале занятия — с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, снятию двигательного (мышечного) и эмоционального напряжения, самонаблюдению.

Литература:

1. Подьякова О.С.,Челышева М.В.-Нейропсихология детского возраста.-Учебное пособие.- Москва. 2014г.

2. Семенович А. В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники. М.: Дрофа, 2014.

3. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009.

23 января, 2019 by