«Сказка — ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок«
«Жили – были…». Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду.
Самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образа, выразительный язык, динамика событий, особые причинно — следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, — всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.
Сказка – источник народной мудрости. Благодаря сказке формируются личностные качества ребёнка, воспитывается правильное отношение к окружающему мир. В основе сказок лежит правильное гармоничное развитие чувств. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказочные произведения помогают обогащать эмоции дошкольника, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Благодаря сказке ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть.
Русские народные сказки помогают развить у старших дошкольников такое нравственное качество, как сочувствие.
Сочувствовать – значит понимать другого, переживать за него, переживать те же чувства, что переживает герой сказки.
При воспитании у старших дошкольников гуманных чувств, необходимо прежде всего развивать способность к сопереживанию.
Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум.
Таким образом, русские народные сказки являются сильнейшим средством в развитии нравственных качеств, у детей старшего дошкольного возраста, и помогают развить в них нравственные качества: справедливость, доброту, сочувствие, умение переживать за ближнего, уважение к старшему поколению и т.д.
Список литературы
1. Буре Р.С./Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Р.С. Буре и др.,/ — М.:Просведение,1989.- 96 с.
2. Кузнецова М.А./Формирование нравственного здоровья дошкольников/ А.М. Кузнецова.- М.: ТЦ Сфера,2002.-64 с.
3. http://www.dissercat.com/content/ispolzovanie-narodnykh-skazok-v-nravstvennom-vospitanii-detei-starshego-doshkolnogo-vozrast.
Воспитатель Безгодова Л.Н.
24 сентября, 2020 by admin