Уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости) важно осознавать значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Психическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Проводя в детском саду большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки. Многим детям свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения. Отсюда появляются повышенная эмоциональность, тревожность, неуверенность в себе.
Психологически благополучный ребенок – это, прежде всего, ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом принимает ценность и уникальность окружающих его людей. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Эмоциональное благополучие способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.
Релаксационные игры призваны снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон. В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается сон.
«МИНУТА ШАЛОСТИ»
Цель: психологическая разгрузка.
Ведущий по сигналу (удар в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает детям пошалить: каждый делает, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т.п. повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.
«ЖУЖА»
Цель: снятие общей коллективной агрессии.
Ведущий выбирает «Жужжу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить жужжу, кривляясь перед ней:
Жужжа, жужжа, выходи,
Жужжа, Жужжа, догони!
«Жужжа» смотрит из окошка своего домика (со стула), показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят на «волшебную черту», выбегает и ловит детей. Кого «жужжа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен к «Жуже»).
«ПУШИСТЫЙ ШАРИК»
Цель: расслабление и концентрация внимания. Игра развивает телесное сознание детей — в особенности их тактильное восприятие.
Ведущий: У меня в руках пушистый шарик, которым я коснусь разных мест вашего тела. Он приятен на ощупь, и его прикосновение подарит вам бодрость и веселье. Я поочередно буду подходить к каждому из вас. Тот, с кем я рядом останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно коснусь пушистым шариком его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаза, вы должны дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулся шарик.
Цель коммуникативных игр — создание положительного настроя и внимательного отношения друг к другу. Эти игры способствуют развитию умений общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.
ИГРА «КОМПЛИМЕНТЫ»
Участники встают в круг. Каждый говорит комплимент своему соседу слева. Сосед отвечает: «Да, я… (повторяет сказанное ему), но я еще и… (добавляет что-то свое).
«ПОМЕНЯЙТЕСЬ МЕСТАМИ ТЕ…»
Все мы разные, но у нас столько общего! В этом мы убедимся в ходе игры.
Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры предлагает поменяться местами тем, кто …. (Далее идут задания: «Поменяйтесь местами те, кто любит конфеты», «Кто каждый день убирает свою постель», «У кого дома есть кошка» и так далее).
Существуют психологические сказки, которые уже специально разработаны известными психологами и направлены на разрешение наиболее частных трудностей у детей. В данной литературе ученые более подробно раскрывают суть сказкотерапии, как технологии и предлагают педагогам множество уже готовых вариантов сказок для каждой психологической проблемы. Представляем вам несколько из таких книг:
- «Лабиринт души. Терапевтические сказки», под редакцией Хухлаевой О.В, Хухлаева О.Е;
- «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми», автор Хухлаева О.В.
- «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т.М.
- «Коррекция детских страхов с помощью сказок», Кулинцова И.Е.
- «Практика сказкотерапии», под редакцией Сакович Н.А.