Расскажи мне о блокаде

За окнами весенний лес летит

Я еду в ленинградской электричке

Напротив меня девочка сидит

С георгиевской ленточкой в косичке

Сегодня эту ленточку носить

На сумке можно, можно в виде брошки

Но я прекрасно помню и без лент

Как люди не выбрасывали крошки…

И. Растеряев

Блокада Ленинграда – одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Нельзя о ней не знать, но как рассказать о ней детям, как найти правильные слова?

В этом году отмечается 80-летие полного снятия блокады, чтим и уважаем героизм жителей и защитников Ленинграда. В рамках празднования этой священной даты в МАДОУ детский сад № 95 города Тюмени в подготовительной группе «Семицветик» был реализован проект «Расскажи мне о блокаде».

Рассказывая дошкольникам о блокаде Ленинграда, разговор был построен таким образом, чтобы ни в коем случае не травмировать психику ребенка. В беседах исключались темы насилия и смерти. Говорили мы с детьми, в первую очередь, о детях блокадного города, о ровесниках современных детей. Для этого в рамках проекта дети посмотрели презентацию «Дети блокадного Ленинграда», ребята узнали, как дети учились, отмечали праздники и помогали взрослым в это тяжёлое время.

Одной из творческих составляющих проекта была аппликация «Блокадная ласточка». Во время этого занятия дети узнали, что в блокадном городе все, кто ждал письма с фронта, прикрепляли к одежде маленькую птичку – ласточку.  Ребята с трепетом изготовили чудесную «Ласточку надежды».

При знакомстве детей с историей блокады нельзя не отметить вклад Тюмени в освобождение Ленинграда. Не все взрослые знают о том, что на правом берегу Туры был завод по изготовлению лыж, которые отправляли в Блокадный город. А Сквер сибирских кошек, являющийся одним из символов нашего города, стал не только украшением Тюмени, но и прямым доказательством помощи Ленинграду в тяжелое время. Для детей и родителей группы «Семицветик» была организована экскурсия в сквер, чтобы дети смогли не только услышать, но и увидеть этих пушистых героев.

   Одним из важных составляющих проекта стало знакомство с понятием «Блокадный хлеб». Дети узнали, что голод – это самое страшное оружие. 125 блокадных грамм хлеба – это все, что получал ребенок в блокадном Ленинграде. Рецепт блокадного хлеба с точностью узнать невозможно, ведь он постоянно менялся. Была проведена опытно-экспериментальная деятельность «Блокадный хлеб». Дети сравнивали ингредиенты современного хлеба и те, из которых пекли хлеб в блокадном Ленинграде.

Для родителей и детей был изготовлен информационный стенд «Блокадный Ленинград», чтобы напомнить взрослым о годах тяжелых событий в стране и стойкости и сплоченности ленинградцев.

Ребята вместе с педагогом на завершающем этапе проекта изготовили стенгазету «900 дней — 900 ночей», где отразили все, что узнали о блокаде Ленинграда и ее прорыве.

Итогом проекта стал музыкально-поэтический вечер для детей и взрослых «Мы помним подвиг твой Ленинград!». Ребята и взрослые читали стихотворения о блокадном Ленинграде, исполняли песни на военную тематику, танцевали. Со слезами на глазах зрители смотрели танец девочек под песню «Белые панамки» на стихи В.В. Егорова. Печальным и трогательным стал этот вечер для участников и гостей.

   Нужно ли рассказывать детям о блокаде? Да, нужно. Не зная прошлого, не будет будущего. Чтобы вырастить патриота своей страны, нужно, чтобы дети знали о подвиге нашего народа в непокоренном Ленинграде! Никто не забыт, ничто не забыто!

30 января, 2024 by