Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 95 города Тюмени

Тренинг

«Профилактика эмоционального

выгорания педагогов»

Составитель: педагог-психолог

Боровикова М.В.

Тюмень, 2025

 Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

Задачи:

  1. Снизить уровень эмоционального выгорания педагогов.
  2. Повысить уровень сплочённости педагогического коллектива.
  3. Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе.
  4. Повышать самооценку педагогов.
  5. Формировать позитивное отношение к себе, к жизни.
  6. Повышать мотивацию к профессиональной деятельности.
  7. Формировать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса.
  8. Обучить способам само регуляции.

Форма проведения: круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнения в подгруппах.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, фломастеры и карандаши.

Ход тренинга

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами встретились, чтобы научиться способам профилактики синдрома эмоционального выгорания. Но для начала давайте поднимем друг другу настроение, чтобы наша сегодняшняя работа была наиболее плодотворной.

Упражнение «Поддержка»

Инструкция: Предлагаю всем встать и стряхнуть все, что нас тревожит. (Выполняем дрожащие движения ног, рук, тела, головы). А теперь окажем поддержку друг другу. Первый участник называет своё положительное качество и протягивает руку соседу. Например, «Я добрый…» Следующий участник повторяет слова соседа и добавляет своё положительное качество, протягивая руку следующему «Я тоже добрый, но ещё я и…». И так, пока все участники не будут связаны одной цепью. (в конце все поднимают руки вверх со словами: «Все будет хорошо!») Каждый нуждается в одобрение. И нам, связанным одним делом, очень важно уметь оказывать поддержку друг другу!

Итак, сегодня мы поговорим об эмоциональном выгорании, а точнее его профилактике и снятии эмоционального напряжения.

Профессия педагога относится к сфере профессий типа «человек-человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряжённостью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию (Слайд 1) эмоционального «сгорания».

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. (Слайд 2) Причины возникновения СЭВ у педагогов (Слайд 3), Некоторые симптомы эмоционального выгорания: (Слайд 4)

В современных условиях невозможно полностью исключить в работе эмоциональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние.

Диагностическое упражнение «Стирка»

Давай попробуем выявить уровень стресса и способность к стрессоустойчивости. Предлагаю диагностические упражнения «Стирка»

Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами.

Какие мысли при этом приходят вам в голову? (Можно записать)

  1. «Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться?»
  2. «Подожду немного, может быть, погода наладится».
  3. «Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода».
  4. «Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку».

Интерпретация ответов

Когда к скучным домашним делам добавляется ещё и плохая погода, человек невольно оказывается в стрессовой ситуации. Ваша реакция на неудачу в день намеченной стирки является показателем, отражающим уровень стресса, испытываемого вами в жизни.

1. По шкале от 0 до 100, уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние не отразилось отрицательно на вашем здоровье.

2.Если вы надеетесь, что погода может улучшиться, то уровень стресса, составляет 50. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате всё складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему вас преодолевать их.

3. Если вы выбрали этот вариант, то уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причины тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую, мудрую житейскую философию: ваши беспокойство и волнение не станут препятствием для дождя, он всё равно пойдёт.

4.Если вы ответили, что начнёте стирать независимо от того, будет идти дождь или нет, то уровень испытываемого вами стресса равен 100. Вы ощущаете гнёт такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё более серьёзной проблемой и, следовательно, испытываете ещё более сильный стресс, чем прежде. Если вы выделите время и позволите себе отдохнуть и основательно поразмышлять, то вы убедитесь, что все ваши усилия были напрасными. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.

Когда мы эмоционально выгораем первое что- то с нами происходит – это стресс. «Как мы мыслим так мы себя и чувствуем»

Теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Калоши счастье», все, наверное, помнят сказку Андерсена? когда вы одеваете становитесь оптимистом (а кто у нас оптимисты?) (Раздаю ситуации) Трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях? Что вы поняли для себя?

Для следующего упражнения нам надо разделится на мини группы (кружки черные, белые) Рисунок «Образ выгоревшего педагога. Негатив в позитиве»

Инструкция: «Сейчас мы с вами разделимся на мини группы и разойтись как можно дальше что бы другие участники не слышали ваших творческих замыслов. У каждой группы будет лист ватмана, на которой нужно изобразить придуманный вами образ выгоревшего педагога. Это может быть человек с некой характерной внешностью, предмет, символизирующий эмоциональное выгорание, все что угодно, но нельзя это описывать словами. Придумайте образ и его название, запишите его на оборотной стороне ватмана. (Вам даётся на это 10 мин.)

Теперь по очереди покажите свои рисунки, авторы молчат и слушают, а другие группы обсуждают. Вопрос: Что вы видите на рисунке, какие символы используются чтобы выразить эмоциональное страдание?

А теперь авторы назовите свой рисунок и скажите, каков был ваш изначальный замысел, кого вы рисовали, что хотели сказать рисунком. Теперь передайте соседней группе. Ваша задача – так изменить полученные вами соседский рисунок, чтобы вместо выгорания там было изображено что- то позитивное, можно дописывать фразы. Придумать новое название. Давайте обсудим, как изменился рисунок. Авторы молчат. Какой была идея автора.

Вот видите все можно изменить, даже самую тяжёлую ситуацию.

Упражнение «Удовольствие»

Одним из распространённых стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Напишите 5 видов повседневной деятельности, которые приносят вам удовольствие. Затем предлагается про ранжировать их по степени удовольствия. (Именно эти и ресурс можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.)

Упражнение «Пять поступков которыми я горжусь в своей жизни»

Во многих из нас воспитали убеждение в том, что хвалить себя мысленно или вслух нескромно». Иногда нам намного проще находить у себя недостатки, чем достоинства. Собственно говоря, самокритичность полезна, но она рискует превратиться в привычку, такая привычка крайне вредна.  Если человек постоянно себя принижает, сможет ли он чувствовать себя уверенно в общении с людьми?

Предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

«Напишите пять поступков в своей жизни которыми вы гордитесь, написали, а выбрать один самый главный для вас и сказать его в микрофон. (микрофон по кругу) Я не хочу хвастаться, ноя горжусь…!

(Легко ли вы справились с этим заданием?)

Ваши положительные качества не могут не восхищать, но у каждого человека есть свои недостатки и правильно себя оценивать это тоже очень важно. Сейчас каждый из вас возьмёт лист бумаги (надо подписать) и напишет один свой недостаток затем передаём свой лист другим участникам. Они пишут на вашем листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты). И так пока лист не вернётся к своему хозяину

Коллеги, пусть эти положительные качества, которые видят в вас другие люди, станут одним из ресурсов для преодоления всех негативный ситуации как на работе, так и личной жизни.

Как сказали японский психолог и философ Тэйтаро Судзуки

«Человек способен спасти себя лишь сам, в то время как наставления великих учителей и участие близких может лишь поддержать его, помочь принять вызов судьбы, чтобы приобрести силы для борьбы с жизненными невзгодами».  (Слайд 5)

28 марта, 2025 by