Современные дети и гаджеты

Современным людям трудно представить свою жизнь без гаджетов, они прочно вошли в нашу жизнь и стали настоящими помощниками. Дети же начинают пользоваться ими с самого раннего возраста. Ответственные родители обеспокоены тем, что экраны притягивают малышей все больше и окружающий мир становится им менее интересным. Давайте же разберемся в чем их вред и польза, а также как избежать зависимости от гаджетов.

Вред гаджетов для детей

Влияние на здоровье

  1. Электромагнитное излучение современных гаджетов негативно влияет на незрелую нервную систему детей.
  2. При чрезмерном увлечении у детей наблюдаются проблемы с координацией действий руками (например, в играх с мячом)
  3. Мелкая моторика также не развивается. Дети недополучают необходимых им сенсорных ощущений.
  4. Развивается близорукость.
  5. Увлечение гаджетами вредно и для позвоночника ребенка.

Отношения ребенок-родитель

Родители дают детям гаджеты с разными целями (для развития, переключения внимания при капризах, когда необходимо долго ждать или когда нужно выкроить свободное время для себя). Однако, в таком раннем возрасте у детей формируются особые эмоциональные взаимоотношения с людьми. Замена же этих отношений гаджетом приводит к нарушению этих связей.

В возрасте 2-7 лет дети осваивают ролевые игры, в которых учатся сотрудничать и договариваться, электронные же игры примитивны и предполагают только повтор действий до достижения результата. А также такие игры проходят без вовлечения и участия в них взрослого близкого человека.

Нарушения развития речи

Первые 3 года жизни малыша очень важны для развития связной речи. Несмотря на на то, что органы артикуляции у человека готовы к произношению звуков, только желание малыша узнать мир взрослых, быть услышанным и понятым, побуждает его говорить. Только эмоциональные реакции взрослых на попытки ребенка общаться стимулируют речевое развитие, совместное пение, заучивание стишков, чтение также помогают этому. Раннее знакомство с гаджетами тормозит развитие речи и усугубляет коммуникативные проблемы.

Трудности в обучении чтению и восприятии информации

Дети, часто пользующиеся гаджетами имеют сложности в удержании в памяти предыдущей фразы при прослушивании текста, связывании слов в предложения, понимании смысла рассказа. Отсюда и вытекают проблемы с чтением. Дети понимают отдельные слова или фразы, однако суть текста от них ускользает и им становится скучно и неинтересно.

Играя в экранные игры глаза ребенка привыкают следить за яркими перемещающимися объектами, не фокусируя взгляд на том, что остается неподвижным. Тем самым это провоцирует проблему с прослеживанием строки в направлении чтения и возвратом на новую строку.

Влияние на психику

Гаджеты способствуют интеллектуальному развитию, но негативно влияют на развитие мышления и восприятия. Яркие картинки вызывают у ребенка сильные эмоции, зрение и слух перенасыщаются, тактильные и осязательные ощущения остаются недоразвитыми. Воображение и фантазия также не развиваются, так как ребенку предлагаются уже готовые формы, пусть даже и на его выбор.

Современные игры и мультфильмы создаются таким образом, чтобы ребенок без усилий получал положительные эмоции. В реальном же мире для этого нужно приложить немало труда. Понять, какая игрушка нравится, придумать, как с ней играть, пригласить в свою игру кого -либо. Все это достаточно сложно. В вязи с этим у ребенка становятся слабыми стимулы взаимодействия с реальным миром.

У детей, предпочитающих играть в» стрелялки» искажается восприятие мира. Ребенок не в состоянии отделить игру от реальности. Поэтому все трюки компьютерных героев, их способность к восстановлению он считает правдой. А также перенимает модель поведения, в которой не несется ответственность за совершенные поступки.

При столкновении с неудачами или проблемами в реальной жизни дети, чрезмерно увлеченные гаджетами склонны к стрессам, истерикам, депрессиям.

Сколько времени ребенку можно пользоваться гаджетами?

— детям до 2 лет не стоит их давать в руки;

-детям 3-4 лет – 30-40 мин в день;

— детям 5-6 лет – 1 час в день;

— детям 7-9 лет – 1,5 часа в день;

— детям 10-13 лет – 2 часа в день;

— детям 14-16 лет – до 3 часов в день.

Что можно и что нельзя смотреть детям?

Дошкольники

Для таких детей существуют интересные развивающиеся мультфильмы и передачи.

Можно играть в простые игры на внимание, логику, память. Отлично, если родители будут делать это вместе с детьми, а потом обсуждать увиденное. Но основная деятельность ребенка в этом возрасте – это игры со сверстниками, прогулки, творческие занятия.

Младшие школьники

Дети по-прежнему выбирают тот же формат игр, мультфильмов и передач. Ведущей деятельностью является учеба, но за играми и прогулками он проводит много времени.

Нужно обязательно контролировать , какие сайты посещает ребенок, сколько времени проводит в сети. Для этого существуют специальные программы родительского контроля.

Признаки зависимости от гаджетов у детей

3 вида компьютерной зависимости:

  1. Игровая – болезненная тяга к компьютерным играм.
  2. Сетевая- зависимость от соцсетей, желание проводить в них много времени. Чаще привлекают детей с заниженной самооценкой, которые бояться проявить себя в обществе
  3. Серфинговая – самая сложная: дети часами просматривают познавательные и развлекательные ролики, читают информацию, но не применяют в жизни. Кажется, что они занимаются полезными делами, развиваются, но на самом деле это не так. Ничто не может заменить личного опыта.

Как одолеть зависимость?

Разумеется, просто лишить ребенка гаджета – это не вариант. Нужен психологически грамотный и терпеливый подход. Но родители должны быть строги, и не отклоняться от выбранной стратегии.

  1. Беседа с ребенком.Стоит сказать честно, что будет лучше, если у него будет еще жизнь, кроме компьютера или телефона. Нужно объяснить ребенку, что такое зависимость и что для преодоления ее понадобятся силы и время.
  2. Занятость. Каждый день ребенка должен быть строго расписан. Нужно придумать ему полезные и интересные активности. У него должно быть время на прогулки и отдых. Вот во время отдыха он и может пользоваться гаджетом.
  3. Личный пример. Дети всегда копируют родителей. Хорошо ввести в жизни семьи ритуалы и традиции, совместные прогулки и путешествия, настольные игры, совместные поделки, кулинарное творчество. Тогда гаджеты отойдут на второй план.
  4. Польза. Мир интернета открывает огромные возможности для развития, а не только для развлечений. Родители должны продемонстрировать ребенку варианты полезного проведения времени в сети.

Профилактика зависимости от гаджетов

  1. Важно с раннего возраста приучать ребенка к соблюдению правил, которые устанавливают родители.
  2. К нарушению пищевого поведения приводит использование гаджета во время кормления.
  3. Нельзя использовать гаджет, как средство от истерик и плохого настроения.
  4. Родители подают пример ребенку. Положительный.
  5. Детям необходимо общение с родителями.
  6. Важен интересный и разнообразный досуг ребенка, игрушки и материалы для творчества.
  7. Нужен родительский интерес к тому, чем дети занимаются в сети. Уважение к интересам ребенка укрепляет родительский авторитет.

Положительные стороны гаджетов

В современном обществе умение пользоваться гаджетами и умение ориентироваться в сети необходимо. Ведь все в нашем мире компьютеризировано. Существуют игры, приложения, позволяющие ребенку развивать логику, память, изучать другие языки. Часто увлечение играми становится входной дверью в мир IT- технологий. Важно только правильно сориентировать ребенка.Также в настоящее время актуально онлайн-образование, которое позволяет учиться на курсах, кружках, посещать мастер-классы не выходя из дома. Это удобно и открывает огромные возможности для формирования будущей личности ребенка.

Нужно не ограждать детей от сети, а уделять внимание ребенку, доносить до него значение таких ценностей как семья, дружба, общение. Тогда гаджеты будут только помощниками в достижении успеха и никаких проблем с ними в семье не возникнет.

Интересные страницы

В сети есть огромное количество ресурсов, полезных для развития ребенка. Ниже представлены ссылки на них (YouTube, Instagramи другие платформы), которые могут оказаться полезными для родителей.

Чевостик (chevostik.ru)— сайт, позволяющий ребенку ближе познакомиться с окружающим миром.

РыбаКит — YouTube-страница, где дошкольник с легкостью научится рисовать.

https://instagram.com/lil.school?utm_medium=copy_link ,

https://instagram.com/ninenoks_art?utm_medium=copy_link ,

https://instagram.com/stupenki_pvk?utm_medium=copy_link ,

https://instagram.com/podelki_dlya_detei?utm_medium=copy_link ,

https://instagram.com/artpanda.online?utm_medium=copy_link-также страницы в Instagram, которые познакомят малышей и всех желающих с миром творчества.

https://instagram.com/detlektor?utm_medium=copy_link– страница в Instagram, которая в увлекательной форме расскажет ребятам об интересном и увлекательном мире животных, растений, космоса.

20 января, 2022 by