«Ребенок, рождаясь, застает «готовый язык». Его собственная речь формируется в процессе общения как освоение норм языка. Взрослые должны активно приобщать к существующему в данном обществе языку, руководить его языковым развитием».
А.М. Бородич
Современный мир – это мир техники. Кругом интернет, телефоны, телевидение и т.д. Казалось бы, как это хорошо! Нажал кнопку и смотри с утра до вечера мультфильмы с героями-монстрами. А теперь прислушайтесь к речи вашего ребенка, что вы слышите? Не говорит ли он словами этих сомнительных героев?
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, и в первую очередь, родители. От того, как вы говорите с ними, сколько внимания уделяете речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.
Дорогие родители! Очень важно стимулировать речевую активность, выразительность речи и расширять словарь Вашего ребенка. Но не думайте, что для этого обязательны нудные каждодневные занятия. Вовсе нет! Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с малышом, в творчески играх. Наши дети уже могут самостоятельно рассказать о событиях собственной жизни, причем делают это очень выразительно. Попробуйте предложить своему ребенку следующие творческие задания…
«Измени песню»
Деткам очень нравится петь новые песни, делясь своими впечатлениями обо всем: о прогулке, о маме, о новых друзьях. Выберите какую-либо известную ребенку песню, и предложите вместе придумать к мелодии слова. Ничего, что текст может быть не связный, много повторений – не беда, рифма – тоже не обязательна. Можете сначала предложить свой вариант, затем придумать совместно с ребенком.
«Только весёлые слова»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д., только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
«Говорим по-разному»
Прочитайте один и тот же стишок с малышом сначала обычным голосом, затем разными голосами: высоким, низким, нараспев, затем очень быстро, очень медленно, делая ударения даже не на тех словах, которых необходимо это делать. Меняя интонацию, обычный стих можно затем прочесть страшным голосом или, например, с иностранным акцентом. Может с первого раза и не получиться, однако сама игра доставит удовольствие.
«Давай расскажем сказку»
Попробуйте с ребенком начать рассказывать сказки по очереди. Например, взрослый начинает фразой: «Жили-были дед…», а малыш ее заканчивает: «… и баба. » Взрослый: « и была у них…», ребенок: «…курочка Ряба» и так далее.
«Чем закончилось?»
Одним из способов развития речи может стать совместный просмотр мультфильмов. Начните смотреть мультфильм с ребенком, а затем на самом интересном месте «вспомните» про неотложное дело, которое необходимо сделать именно сейчас. Попросите ребенка рассказать Вам позже, и что произойдет дальше, чем закончится дело.
«Автобиография»
Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление. Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе». (Лампочка).
«Всегда под рукой»
Часто бывают случаи, когда трудно ребенка чем-либо занять, например, это поездка в общественном транспорте, или продолжительное время в очереди. На этот случай достаточно при себе иметь всего лишь ручку, или фломастер. Нарисуйте на пальчиках малыша три разных мордашки: улыбающуюся, печальную, удивляющуюся. Пусть на одной руке окажутся три персонажа, а на другой два. Малыш может придумать им имена, познакомить их между собой, спеть им песенку, разыграть с ними сценку, показать окружающий мир.
«Кто что умеет делать»
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть и т.д.)
Важно помнить: развитие и формирование речи ребенка является неотъемлемой частью умственного развития в целом. Умственное развитие предполагает развитие любознательности и умственных способностей, которое происходит через познание окружающего мира. Благодаря общению в семье, интенсивно развиваются мыслительные способности детей.
Учитель-логопед Черепанова Ю.В.