Значение конструктора ЛЕГО в познавательной деятельности старших дошкольников.

Воспитатель: Безгодова Л.Н.

Дети всего мира могут общаться на одном языке –  на языке игры. Игра помогает им понять сложный, многообразный мир, в котором они растут. В играх дети развивают свои естественные задатки – воображение, эмоции, чувства, интеллект, умение общаться и т.д. Дети играют всем, что попадает им по руку, поэтому для игр им нужны безопасные, прочные предметы и игрушки. Одной из таких игрушек является конструктор ЛЕГО.

ЛЕГО — конструкторы появились на свет уже  более 50 лет назад.

В вязи с этим возникает вопрос: «Смогут  ли конструктора заинтересовать современного ребёнка, который идёт в ногу со временем и увлекается компьютерными играми?».

                   ЛЕГО — педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор имеет огромное педагогическое значение в жизни ребёнка- дошкольника. Он  побуждает к умственной активности и развивает моторику рук, оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов. Благодаря огромному разнообразию строительных деталей конструктора дети максимально активны   в игре, многофункциональность конструктора ЛЕГО  побуждает детей к новым экспериментам.

ЛЕГО-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.   Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цвет восприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения  сотрудничать  с  партнером, работать  в  коллективе.

Конструктор ЛЕГО помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. Необходимо подчеркнуть, что развитие способностей конструирования активизируют мыслительные процессы ребенка, порождают интерес к новому к творческому мышлению поставленных задач, к изобретательности и самостоятельности. Конструирование рождает инициативность, стремление к поиску, формирует волевые качества. Именно поэтому, основным требованием к конструкторской деятельности является творческий характер во взаимодействии детей и взрослых, оптимальный уровень трудности в конструирование для исполнителя изделия, устойчивая мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончанию выполнения конструкторской деятельности. Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и становится достаточно привлекательной.   С помощью конструктора дети могут воплотить в жизнь любые фантазии, построить свой, неповторимый мир, и даже не задумываясь, освоить сложнейшие физические и геометрические законы, развить моторику, координацию движений, глазомер. Игры с конструктором развивают:

— образное мышление (мышление, которое отвечает за создание определенного образа представления ребенка воплощая этот образ в действительности, ребенок реализует задуманное);

— пространственное мышление (малыш на практике познает различные пространственные соотношения элементов: правее – левее, выше – ниже; учится понимать соответствие деталей: если один предмет выше, а другой оказывается ниже);

— мелкую моторику, глазомер (развивает мелкие мышцы руки, учится соизмерять мышечные усилия, тренирует глаз);

— фантазию и воображение (придумывает, изобретает, создает, воплощает, преобразует и т.д);

— способность к конструированию (ребенок не только осознает расположение деталей, но и начинает понимать, как  надо  создать тот  или  иной  объект).

ЛЕГО и его прототипы являются обязательными атрибутами игровой деятельности ДОУ, начиная от больших блоков и заканчивая стандартными деталями для настольного творчества. С помощью таких деталей дети учатся конструировать не только по схеме, но и воплощают свои задумки, строя города, станции и обыгрывая свои изобретения.

ЛЕГО  применяется в детском саду не только как досуговая игра, но и факультативные взаимодействия. ЛЕГО-конструирование с элементами программирования – это организация взаимодействия, где дети не только собирают замысловатые конструкции, но и создают программы на персональном компьютере, которые приводят модели в действие. Так, на пример, крокодил открывает пасть, лев садиться на задние лапы и рычит, а корабль качается и скрепит во время шторма.

Одно из проявлений творческой способности — умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с ЛЕГО-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового, элементы конструктора  могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях. ( Игра «Чудесный мешочек»,  в процессе  которой , у  детей  развивается тактильное восприятие  и  речь. Игра  «Запомни и повтори» направлена на коррекцию памяти и мышления ).

В процессе игр с конструктором ЛЕГО   идет работа  над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики,  творческих   задатков,   развитие диалогической   и  монологической  речи,  расширение  словарного  запаса.

Особое  внимание  уделяется  развитию  логического  и пространственного  мышления. Дети  учатся  работать  с  предложенными  инструкциями,  формируются  умения сотрудничать с партнером по игре, общаться  в коллективе. Созданные ЛЕГО — постройки  дети  используют  в  сюжетно-ролевых   играх. Для   развития   полноценного  конструктивного  творчества  необходимо,  чтобы  ребёнок  имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках дети черпают из окружающего мира.

Чем ярче, целостнее,  эмоциональнее  будут  их  впечатления  об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки и наоборот.

  Следовательно. конструктор ЛЕГО оказывает огромнейшее педагогическое и обучающее значение на развитие познавательных процессов  дошкольников в целом, Помогая быть им всесторонне развитыми, целеустремлёнными, легко ориентируемыми в современном мире.

19 марта, 2019 by