Влияние экспериментирования на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством  элементов действительности он располагает в своем опыте, тем  значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».

Л.С.Выготский

          Дети дошкольного возраста  по  природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.

          В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.  Дети по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. В процессе  экспериментирования дети самостоятельно строят свою  деятельность, проявляют активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.

       После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов,

в основе которых лежит познавательный мотив. Детей интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, почему очищенный картофель без

воды чернеет и многое другое.  Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети проделывают их сами. Игра — фокус способна заинтересовать малыша. Когда у ребенка есть интерес, он получает знания непринужденно, усваивает большое количество информации, и на это тратится небольшой промежуток времени. В ходе правильно организованного занятия осуществляется более успешная подготовка к школьному обучению.

       Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с  объектами и со средой обитания. Опытно — экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе опытов идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.  Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает всё сам.

       Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Наличие соответствующего материала позволит поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, развить его познавательные интересы.

           При реализации экспериментально — исследовательской деятельности с детьми используются разные формы работы:

― организованная образовательная деятельность;

― самостоятельную деятельность детей;

― наблюдения в природе;

― рассматривание альбомов, познавательной литературы, фотографий;

― познавательные беседы по теме эксперимента;

― целевые экскурсии, прогулки.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все.

      Таким образом, задача взрослых состоит в том, чтобы  активно развивать исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Игры-эксперименты:

Эксперимент № 1.

 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. Ребята, а давайте попробуем поймать воздух ладошками! Получилось? А почему? (ответы) Может все же кто-нибудь знает, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей).

Эксперимент № 2   «Слышим воздух»

 В: Мы можем услышать воздух с помощью чего-нибудь. Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух. А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) Вывод: воздух можно услышать разными способами. Когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).

Эксперимент №3 «Свет повсюду»

В: Я предлагаю Вам  определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится в «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик. А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы а нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

Эксперимент №4  «Свет бывает разный». Воспитатель  предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми.   Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа ? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить,  разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

27 мая, 2019 by