«Сенсомоторная алалия: что скрывается за тремя буквами?»

«Сенсомоторная алалия: что скрывается за тремя буквами?»

Составила: учитель-логопед

Кучукова А.С.

Сенсомоторная алалия (СМА) – это речевое нарушение, которое может определить у ребенка логопед, которое также является диагнозом F80.2 по МКБ 10 – Расстройство рецептивной речи (Связанное с развитием специфическое расстройство, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются отклонения в произношении звуков. Врожденная неспособность слухового восприятия). Диагноз «Расстройство рецептивной речи» может поставить психиатр.

Сенсомоторная алалия – это сочетание двух отдельных форм алалии: сенсорной и моторной. При сенсорной алалии ребенок не понимает обращенную речь, при этом умеет произносить звуки, слова, и даже предложения, не осознавая то, что он произносит. При моторной алалии ребенок понимает речь, но у него нарушен сам процесс говорения: он не может произносить звуки и слова.

При сенсомоторной алалии ребенок не понимает речь, не говорит. По критериям дифференциальной диагностики алалии от других нарушений необходимо, чтобы:

  • Ребенок вступал в продуктивную коммуникацию со взрослым, был заинтересован во взаимодействии со взрослым
  • У ребенка был выражен познавательный интерес, а когнитивные способности соответствовали возрастной норме
  • У ребенка сохранный физический слух, нет нарушений тонуса мышц

Если у ребенка снижены коммуникативные навыки, у него не выражена подражательная деятельность, его когнитивные способности не соответствуют возрасту, у него не сформирован указательный жест, ребенок тянет предметы в рот, что свидетельствует о сенсорных нарушениях, или ребенок не дает ориентировочную реакцию на звук – тогда мы имеем дело со вторичными нарушениями (например, ребенок не понимает речь, соответственно, он не может вступать в коммуникацию со сверстниками и взрослыми, они не понимают его, а он их. Ребенок часто играет один, не умеет взаимодействовать с детьми, играть в совместные игры, потому что не понимает речь) или с коморбидными нарушениями (например, у ребенка наблюдаются нарушения интеллектуальной сферы: уровень его восприятия, внимания, памяти, мышления и, соотвественно, речи не соответствует возрасту. Тут проблемы с пониманием и воспроизведением речи являются частью нарушения интеллекта – задержки психического развития (ЗПР) или умственной отсталости (УО).

Причин, по которым происходит то или иное нарушение, достаточно много. И большинство из них случаются еще во внутриутробном периоде под влиянием неблагоприятных факторов (вирусные и бактериальные инфекции, наличие резус-конфликта, затяжной токсикоз, недоношенность, длительная желтуха новорожденных и др., наибольшее влияние оказывают гипоксия и асфиксия во время беременности и родов. Чаще всего именно гипоксия и асфиксия приводят к нарушениям впоследствии.

Если у ребенка поставлен диагноз – сенсомоторная алалия, нужно «копать глубже», смотреть, какие именно сферы нарушены, обязательно провести комплексную диагностику слуха, ведь от того, что нарушено первично, будет строиться коррекция, и немедленно приступать к длительной коррекционной работе.

31 марта, 2025 by