«Креативные приемы развития грамматического строя речи дошкольников»
Учителя-логопеды:
Черепанова Ю.В.
Мамедова К.П.
Тюмень, 2025
Цель: расширение знаний педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Прежде чем мы приступим к нашим заданиям, давайте немного разомнемся, вспомним термины, относящиеся к речевому развитию, вспомним инновационные технологии, которые мы используем в работе с детьми.
Разминка «Ромашка»
У каждой команды есть разобранный цветок — ромашка. Сердцевина ромашки разрезана на несколько частей, на каждой части написан термин, относящийся к речевому развитию детей. На лепестках — объяснение педагогического термина. Ваша задача, собрать ромашку так, чтобы педагогический термин на сердцевине цветка совпал с определением на лепестке. И зачитать полученные определения.
Задание 1 Синквейн
Одним из эффективных методов развития ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейнс французского языка переводиться как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна:
Слайд 4.
1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
5-я строка – слова, связанные в первым, отражающие сущность темы.
Например
1. Заяц
2. Пушистый, быстрый.
3. Прыгает, бегает, прячется.
4. Заяц живет в наших лесах.
5. Зверь (зверек).
А сейчас, дорогие коллеги, попробуйте составить синквейны к словам, которые написаны у вас на карточках- дети, здоровье. (составление синквейнов педагогами)
Давайте проверим, что у вас получилось.
Задание 2. Технология обучения составлению загадок.
Синквейн очень хорошо использовать при обучении детей составлять загадки. В программе по развитию речи такая работа предусмотрена. Но детям дошкольного возраста очень тяжело выделить главные признаки объекта, не отвлекаясь на второстепенные. Этому очень хорошо учит данный метод.
Для обучения составлению загадок используем обратную схему синквейна
Например, отгадайте кто это:
1. Зверек
2. Cерый, колючий
3. Фыркает, спит, сворачивается.
4. Он спит зимой.
5. ?
А сейчас, дорогие коллеги, попробуйте составить загадки к словам, которые написаны у вас на карточках- белка, корабль. (составление загадок педагогами)
Давайте проверим, что у вас получилось
Задание 3 Мнемотехника
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.
Слайд 7. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами — изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Слайд 8. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
Слайд 9. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
А сейчас, уважаемые педагоги, предлагаем вам по мнемотаблице вспомнить известные стихотворения и рассказать их.
«Кораблик»
«Зайка»
Агния Барто
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Агния Барто
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
— Прокати, капитан.
Задание 4. Сторителинг
Приложение 3.4.
Это рассказывание историй от своего имени.
Игра “Длинная история”.
Каждой команде раздаются поровну предметных карточек. Дается время на рассмотрение карточек, команда придумывает название рассказа и начинает его рассказывать. Первый игрок выкладывает на стол карточку и придумывает предложение, в котором упоминается изображённый на карточке предмет, второй игрок выкладывает свою карточку и тоже составляет предложение, чтобы оно с предыдущим образовывало связный рассказ и т. д.
1 команда — море, дети, туча с дождем, черепаха, корабль, матросы, капитан, морское дно, компас, дельфины.
Это процесс передачи определенной информации с помощью простых рисунков.
Каждая команда схематично зарисовывает пословицу. Задача другой команды эту пословицу отгадать.
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
Наша викторина подошла к концу. Мы вспомнили некоторые инновационные педагогические технологии, которые можно применять для развития речи детей.
Закончить викторину хочется словами Конфуция «Учитель и ученик растут вместе». Так пусть игровые и образовательные технологии позволяют расти как воспитанникам, так и педагогам!
Список используемой литературы:
Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.- М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Виммельбухи. Большая книжка ходилок, бродилок и лабиринтов. – М., Издательство: Клевер-Медиа-Групп, 2019.
Винокурова Н. – 200 развивающих заданий на весь год. – М.: КлеверМедиа-Групп, 2017.
Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. — 2-е изд. — М.: Айрис-Пресс, 2004.
Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методич. рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2002.
Нестеренко А.А. Страна загадок. — Ростов: издательство Ростовского университета, 1993.
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. — СПб, 2009.
Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.
Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. — Самара, 2001.
Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. – М., 2007.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. — М.: Просвещение, 2000.
Шульгина Е. В., Третьяк Н. Н. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. — СПб, «Детство-ПРЕСС», 2011.
Интернет-источники.
Приложение 3.1
Разминка «Ромашка»
1 команда
1. Речь – процесс общения людей между собой посредством языка.
2. Сторителлинг — интерактивный метод, который означает «рассказывание историй» от своего имени.
3. Педагогическая технология — оптимально подобранный комплекс методов, приемов, средств и алгоритм их применения для решения четко сформулированной проблемы.
4. Скрайбинг — процесс передачи определенной информации, настроения, эмоций, чувств с помощью простых рисунков.
5. Моделирование — вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели.
6. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка и его развития.
2 команда
1. Развитие речи — целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
2. Игровые технологии – система методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
3. Инновационная технология — деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового метода работы.
4. О. А. Белобрыкина — автор технологии активизирующего обучения речи, включающей лингвистические игры, направленные на развитие различных видов речевой активности.
5. Мнемотехника – совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
6. Синквейн- это небольшое стихотворение с определённой структурой, состоящее из пяти строк и не имеющее рифмы.